Маяк, пожалуй, один из самых известных и романтичных символов надежды, верного пути и правильного решения. С ними связано огромное количество легенд и сказок. И действительно, истории многих маяков настолько наполнены событиями, что иначе как волшебными их не назовешь. И сегодня мы хотим с вами поделиться одной из них. Рассказываем о самом южном маяке России — Дербентском.
История Дербента насчитывает не одно столетие. И примерно столько же город известен как крупный порт, однако маяк появился здесь сравнительно недавно — в 1853 году.
Первое упоминание о российских кораблях в этой части Каспийского моря датировано 60-ми годами XVI века, а уже в 1723 году во время военного похода Петра I Дербент окончательно был присоединен к Российской империи. После русско-персидской войны 1826-1828 гг. Россия завладела исключительным правом на военный флот в Каспии, а торговые суда получили возможность беспрепятственно отправлять товары по любым направлениям.
Это привело к бурному развитию торговли, судоходство развивалось, открывались новые пассажирские и почтовые маршруты, кораблей становилось все больше. И в середине XVIII века было решено построить маяк, без него обеспечивать судам безопасный путь не получалось. В 1850 г. генерал Михаил Воронцов отдал приказ о возведении маяка, строительство заняло 2 года. В январе 1853 г. простое восьмиугольное здание с деревянным фонарем было передано смотрителю.
Но прослужило оно недолго. Моряки жаловались на тусклый свет и далекое расположение от воды. Поэтому в 1866 г. на одной из стен крепости Нарын-Кала было решено построить новый маяк — ближе к морю и с ярким светом.
Судьба нового здания оказалась непростой. В конце 19 века его основательно повредило землетрясение, реставрационные работы заняли несколько лет. В 1918 г. маяк пострадал во время турецкого нападения на город. Захватчики арестовали смотрителя, а в жилые комнаты и сад загнали коров и других животных. В 1919 г. город освободили от турков, и маяк засиял вновь.
Дербентский маяк работает до сих пор. Ночью его лучи видны из любой точки города, а яркий свет освещает морские пути на 25 миль — почти 46 км. Здание входит в число охраняемых памятников России и находится в списке всемирного наследия ЮНЕСКО.
Многие туристы задаются вопросом, почему сейчас от маяка до воды такое немалое расстояние — здание находится практически в километре от Каспия. Ответ очень простой: раньше море было гораздо ближе. Это можно проверить и самому, достаточно выкопать неглубокую ямку, и скоро под слоем почвы вы увидите песок.
Но работа самого южного маяка нашей страны необходима даже несмотря на такую удаленность от моря. Дело в том, что в этой части Каспийского моря дуют сильные восточные ветры и расположена Дербентская впадина: по разным подсчетам, ее глубина составляет от 800 до 1000 м. Из-за этого во время сильного шторма волны могут достигать 5 метров в высоту и несут угрозу кораблям. Если судно попадает в такую бурю, капитан ориентируется и определяет лучший курс по специальным световым сигналам. К счастью, настолько сильное ненастье случается здесь нечасто.
Не так давно старую маячную лампу с красноватым оттенком заменили на новую галогенную с белым светом. Включается и выключается она автоматически. На внутренней стене маяка установлен специальный фотоэлемент, реагирующий на солнечный свет: в сумерках лампа загорается, а на рассвете гаснет. Интересно, что у каждого маяка свой период мигания. Например, в Дербенте он составляет 4 секунды. Разный временной промежуток нужен для лучшего ориентирования: по интервалам капитан понимает, какой именно маяк посылает ему сигнал.
При поездке в Дербент вы узнаете еще множество интересного о культуре и достопримечательностях Дагестана. Не забудьте также посетить и нашу винодельню «Дербент Вино», расположенную в самом центре древнего города Дербент. Подробнее о записи на экскурсии вы можете прочитать здесь.
Сайт содержит информацию, не рекомендованную для лиц, не достигших совершеннолетнего возраста. Для доступа на сайт подтвердите, пожалуйста, свое совершеннолетие.
Сведения, размещенные на сайте, носят исключительно информационный характер и предназначены только для личного использования.