Дербент был и остается мультикультурным городом. На протяжении столетий здесь бок о бок жили и продолжают жить представители разных национальностей и вероисповеданий. Сейчас в Дербенте нет четкого разделения, но еще в 19 веке горожане селились определенным образом.
Самую старую часть города, неподалеку от крепости Нарын-Кала, занимали мусульмане. Внизу, неподалеку от моря, по большей части были дома русских и армян, а в центральной части города жили евреи. И после себя они оставили довольно богатое культурное наследие, в том числе и знаменитую синагогу.
Синагога Келе-Нумаз находится в историческом центре Дербента, на улице Таги-Заде, бывшем еврейском квартале города. Раньше это место называлось Келе-Куче, в переводе «Большая улица». Синагога стала молитвенным домом всех горских евреев, проживающих на Восточном Кавказе.
Исследователи считают, что впервые евреи на территории Дагестана поселились в 5-6 веках нашей эры. Они поселились рядом с мусульманами, но смогли сохранить свою веру и традиции. Однако в 19 веке, когда началось принудительное обращение в ислам, евреи вынуждены были покинуть привычные места и переселиться в города. Так в Дербенте и появился Джугут-махалля — еврейский квартал, в последствии переименованный в улицу Таги-Заде.
К 1917 году в Дербенте было уже 11 синагог: Келе-Нумаз, Эшкензи, принадлежащя европейким евреям, а также Хивро, Ханухи, Огьо, Мильхочи, Орогьи, Мугъорти и Пенджи, получившие свои названия от имен хозяев или мест, откуда были родом основатели. К сожалению, сохранить удалось только Келе-Нумаз. Все остальные дома молитвы были закрыты советскими властями.
Синагогу построили в 1914 году на пожертвования пяти братьев — купцов Ханукаевых. Площадь здания составила более 500 кв.м. Келе-Нумаз имеет очень интересный облик. На фасаде расположены колонны и величественный входной портал, а раньше стены украшали пейзажные росписи. Интересно, что в прошлом в синагогах люди располагались на коврах, сейчас же их заменили на удобные скамьи.
Внутренняя отделка Келе-Нумаз отличается искусной резьбой по дереву и камню. И обратите внимание на интересную деталь: горские евреи — единственная община, где на свитках Торы можно увидеть чехлы. Здесь не принято трогать священную книгу рукам, поэтому тексты находятся в специальных футлярах из белого холста и расшитого бархата с серебряными колпаками.
К началу 2000-х годов синагога находилась в аварийном состоянии. Еще больше она пострадала в 2004 году от брошенной вандалами гранаты, однако продолжала функционировать. И все же в 2009 году Келе-Нумаз закрыли на реставрацию, организованную на пожертвования прихожан. Здание полностью разобрали и отстроили заново, используя старые камни и современные материалы. Также рядом с синагогой построили новое здание Еврейского центра с женскими и мужскими миквами — бассейнами для ритуальных омовений, музеем горских евреев, школой, детским садом и магазинами, где можно приобрести кошерную еду. Новая территория комплекса увеличилась в пять раз и теперь составляет 2 500 кв.м., а вместить он может одновременно около 3 000 человек.
Три раза в день в Келе-Нумаз, ставшей центром Еврейского центра, читают молитвы и Тору. Посетить синагогу может каждый желающий, но на входе необходимо надеть традиционные элементы одежды: мужчинам выдадут шапочку-кипу, а женщинам платок.
Сегодня синагога Келе-Нумаз — это уникальный исторический памятник, который имеет огромное значение для еврейской общины Дагестана. Ее архитектура, уникальная роспись и декоративные элементы, а также культурное и религиозное значение привлекают тысячи посетителей каждый год и помогают сохранить богатую историю и культуру еврейского народа.
Сайт содержит информацию, не рекомендованную для лиц, не достигших совершеннолетнего возраста. Для доступа на сайт подтвердите, пожалуйста, свое совершеннолетие.
Сведения, размещенные на сайте, носят исключительно информационный характер и предназначены только для личного использования.